Йога в других традициях




Буддизм

Йога тесно связана с верованиями и практиками дхармических религий. В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса. В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги»), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь боддхисатвы. В этом школе йога практикуется ради достижения просветления.

Близость к йоге является отличительной чертой дзен-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны. На Западе, дзен существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство. Это феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзен-буддизма уходит своими корнями в йогические практики. Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзена в частности.

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма, практикующий йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце-концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях, эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением луны и солнца энергий праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лукханге.




Ислам

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, „Амритакунда“, („Озеро нектара“) ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский язык.

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В фетве утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной и харамной. Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное. В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр.




Тантра

Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой он обитает. Через посредство тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши. Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками дхармических религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений. В ходе обучения тантрическим практикам, индивидууму даются наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации на чакры. Это считается одним из видов кундалини йоги, целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения.

Согласно Артуру Авалону (сэру Джону Вудрофу), йога разделяется на хатха-йогу (гхатастха-йогу) и самадхи-йогу. Последняя в свою очередь согласно «Гхеранде-самхите» бывает шести видов: дхьяна-йога-самадхи, нада-йога, расананда-йога, лайя-сиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.




Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме, конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнава отправляется в духовный мир (Вайкунтху или Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.





Страница 1 
Страница 2